Когда и кому нужна помощь логопеда
Помощь логопеда-дефектолога может понадобиться на различных этапах развития ребенка. Разберём наиболее распространённые случаи, когда особенно важно своевременно обратиться к логопеду:
Помощь логопеда-дефектолога для детей дошкольного возраста (2-6 лет) нужна, если:
- По достижении 2 лет (касается особенно девочек, так как они обычно начинают разговаривать раньше мальчиков) ребёнок не начал разговаривать.
В соответствии с возрастной нормой первые слова и простые фразы появляются у детей в возрасте от 1 до 2 лет. Если в 2 года ребёнок не начал говорить – важно обратиться к квалифицированному логопеду, чтобы предотвратить задержку речевого развития у ребёнка. - В возрасте 3 лет речь малыша неразборчивая, невнятная, непонятна окружающим.
- По достижении 4 лет ребёнок нечетко произносит звуки, неправильно согласовывает слова в предложении, неверно употребляет род существительных и местоимений (например, мальчик про себя говорит в женском роде: «Я сделала»), имеет маленький словарный запас.
- К 6 годам ребёнок не овладел системой родного языка, коверкает слова («котёнки», «собачата»), в его речи сохраняются дефекты звукопроизношения, имеются трудности в обучении чтению, подготовке к школе.
- Ребёнок страдает от речевых судорог, заикания (логоневроза), говорит с запинками.
- Ребёнок говорит на двух языках (билингвизм), и при этом неправильно произносит звуки русского языка, делает ошибки в употреблении слов, согласовании слов в предложении.
- Родители хотят узнать, соответствует ли развитие речи их ребёнка возрастной норме.
- Ребёнку поставлен диагноз «ОНР» (общее недоразвитие речи), «ЗРР» (задержка речевого развития), «моторная алалия», «сенсо-моторная алалия», «ЗПР» (задержка психического развития), «ринолалия», «РДА» (ранний детский аутизм).
Помощь логопеда-дефектолога для детей и подростков школьного возраста (с 6 до 16 лет) нужна, если:
- С раннего возраста в речи сохранилось неправильное произношение звуков («картавость», «шепелявость»), заикание (логоневроз).
- У школьника есть проблемы с письмом и русским языком (пропускает или заменяет буквы, слоги, слова на письме, не дописывает буквы или слова, отстаёт от школьной программы, делает «глупые» ошибки, хотя знает правила).
- Ребёнок плохо читает (медленно, без выражения, сам «додумывает» окончание фразы).
- Русский язык не является для школьника родным (например, в случае переезда из другой страны), вследствие чего появились проблемы с обучением письму и чтению на русском языке.
- Школьнику поставлен диагноз «дислексия», «дисграфия», «дизорфография».
Если у Вас есть какие-либо сомнения относительно развития речи у Вашего ребенка - не ждите! Лучше своевременно привести его к нашему специалисту. Он профессионально подойдет к этому серьезному вопросу, поставит диагноз и составит оптимальный график занятий для него.